Закрывашка
Дарья Князева [gingero@list.ru]
Сначала я услышала Верку Сердючку.
"Странно! Дешево играем в народ?" - подумала я и ушла с волны. Минут через
десять вернулась - Валерий Меладзе, "Звездочка моя ясная". Песня хорошая, не
вопрос, но на "Открытом радио", оплоте старого английского рока? Вытащила
дискман свериться с частотой, хотя все свои настройки знаю наизусть. Точно,
102.5. Когда вслед за Меладзе группа "Блестящие" запела про апельсины, сердце
ёкнуло, и тревожные подозрения возникли в глубинах моего радиоорганизма.
"18 октября 2003 года в 00.00 на
частоте 102,5 прекратило свое вещание лучшая радиостанция московского
FM-диапозона" - сообщало траурно-черное объявление на сайте
http://torr.nm.ru/,
неофициальном сайте "Открытого радио", где сразу после "смерти" станции
организовался стихийный форум. Любители рок-музыки кляли "Газпром", обещали
закидать здание радиостанции на Казакова, 16 пивными бутылками, строили
невероятные прожекты того, как своими силами восстановить формат "Открытого" в
Интернете, собирали писать открытые письма во все инстанции... Примкнувшие к ним
меломаны поминали безвременно почившие концептуальные радиостанции: 106.8 FM,
"Станция 2000", Радио 101, "Радио Рокс", "Радио Арт", Nostalgie... Неужели
радиослушатель ничего не решает в FM-пространстве? Неужели его можно так
безнаказанно предавать? Такие вот экзистенциально-правовые дилеммы поставило
перед лицом общества такое малозаметное, казалось бы, событие, как смена формата
станции.
"Открытое радио 102.5" оставалось
одним из последних в FM-диапозоне, вещавших в формате классического рока. Да что
уж там - оно было единственным. Интеллигентный мужской голос с подчеркнутым
английским акцентом, структурирующий эфир вставками "Откруито-о-е радьо сто
дуа-а и пя-а-ать эффф-эмм". Авторские программы, сдобренные легким
англо-московским снобизмом и изящнейшим пародийным юмором - "Блюзология", "Дым
под водой", "Big Ben Rock", "Рок-территория". Музыка с "пластинок на ребрах".
Дух Вудстока, рев мотоциклов, много металла и пива. И какая злая ирония, какой
слепящий парадокс - на частоте 102.5 FM теперь вещает "Первое популярное радио",
которое само, не стесняясь, именует себя "Радио Попса". Смена формата совершена
с особым цинизмом: "Перенастройка приемников - бесплатно!" - радостно сообщают
любителям западного рока перед тем, как убить их чем-нибудь из TOP-40 российской
поп-музыки. Все это очень похоже на глумление над свежезасыпанной могилкой.
Поклонники "Открытого" готовы были
грудью защищать команду любимой радиостанции от незаконных притеснений. "Кто-то
перекупил частоту! Спасибо вам, ребята, за то, что вы делали для нас все эти
десять лет! Держитесь и помните, что мы с вами!" Каково же было их...
разочарование будет слишком слабым словом, когда интернет-агентства сообщили,
что никаких притеснений извне не наблюдалось, просто внутри радиостанции решили,
что формат узковат, неприбылен и вообще уже изжил себя. "Акционеры, в лице
руководителей ОАО "Газпром-Медиа", поддержали наше решение сменить формат на
более популярный" - устало говорит Юлия Яковлева, гендиректор ЗАО "Открытое
радио". Г-же Яковлевой в последние дни, вероятно, часто приходится давать
объяснения по этому поводу.
- Вы не испытывали какого-либо
давления со стороны слушателей "Открытого радио"? - спросила я ее.
- Вам, что, нужен информационный
повод? - раздраженно усмехнулась она.
- Юлия Анатольевна, информационный
повод у меня более, чем убедительный: в Интернете активно обсуждается
предложение забросать здание, где вы сидите, пивными бутылками. По-вашему, это
будет заслуживать внимания только тогда, когда это сделают?
Г-же Яковлевой расхотелось усмехаться.
- На протяжении десяти лет ставили в
эфир ту музыку, которую не ставил больше никто. Мы гордимся тем, что нам удалось
сберечь этот материал, однако мы вынуждены коррелироваться с предпочтениями
публики и представлять тот материал, который будет пользоваться спросом. К
сожалению, рейтинги говорят, что формат "Открытого радио" является слишком
нишевым, и мы не можем держать целую волну для весьма и весьма небольшого
сегмента аудитории.
Все очень логично и понятно. У нас,
как и несколько десятилетий назад, все решает большинство. Нужды и вкусы
большинства лучше всех знает "Газпром-Медиа". Формат "Открытого" сменили не по
злобе душевной и не из простого желания насолить слушателям, а с благой целью -
создать "значительно более успешный коммерческий продукт". Ах, вы не с
большинством? Ах, вам не нравится Верка Сердючка? Что ж, вы отстали от жизни,
господа, это сейчас очень популярно! В отличие от ваших "Ирон Маден" и "Дип
Перпле"!
Те, что не принадлежат к большинству,
решили забить стрелку в прошедшую субботу [статья была написана 30.10.03 - прим.
ред.] на Арбате и конструктивно обсудить проблему. Описания участников
симптоматичны: "Я буду весь в черной коже, если только совсем не похолодает",
"Буду в косухе, с длинными волосами", "Черная кожаная куртка и какие-нибудь
штаны"... И рефреном шел призыв-мольба: "Только давайте не напиваться пивом, как
обычно!". Самые стойкие дошли до "Р-клуба", где рок-сообщество окончательно
сплотилось и решило дать бой финансовым воротилам из "Газпрома".
Пока же Артемий Троицкий, который "не
с большинством" и который - программный директор радио "Арсенал", возьмет к себе
на станцию "Дым под водой". А активист Илья "Voyager" Щуров выложил в Интернете
джинглы "Открытого"... Планируется открыть специальный сайт. И может быть,
письма, смоченные пивом и слезами, все-таки дойдут до высших инстанций... Может
быть.
А планируется ли когда-нибудь
возобновить формат "Открытого радио", ведь потребность в нем, судя по реакции,
ощутима?
- Мы непременно будем учитывать
пожелания аудитории, и как только количество желающих слушать этот формат
значительно увеличится - хотя бы раза в два, мы обязательно примем это во
внимание! - оптимистично заверила меня г-жа Яковлева.
"Открытое радио" умерло под надрывный
голос Фредди Меркьюри, который пел, что шоу должно продолжаться. И пусть нас
пытаются уверить, что оно умерло от старости, потому что целых десять лет играло
песни двадцатилетней давности, но мы-то знаем: оно очень хотело жить. У него
просто не хватило на это денег.
В
тылу врага
В прошедшую пятницу, 14 ноября,
команда радио "Попсы", сменившего "Открытое радио" на частоте 102,5 FM, собрала
пресс-конференцию. Необходимость в ней возникла потому, что новорожденной
радиостанции поступают многочисленные мэйлы, телефонные звонки и факсы весьма
неприятного содержания.
Вокруг радио "Попса" заворачивается
главная радийная интрига последнего месяца. Акционеры, в числе которых находится
оплот нашей экономики "Газпром", решили, что формат западного рока недостаточно
привлекает рекламодателей, и теперь на частоте крутится русскоязычный TOP-40,
потому что, как утверждает пресс-релиз, “отечественная музыка гораздо ближе
российской аудитории, чем зарубежная”.
- Мы хотим слушать хороший рок-н-ролл!
- кричит отечественная аудитория на интернет-форумах, в радио-программах, в
письмах, факсах и телефонных трубках.
- Не-ет, вы хотите слушать
"Шоколадного зайца"! - убедительно говорит Степан Строев, генеральный продюсер
объединенных радиостанций "Газпром-медиа", тоном терпеливого психотерапевта.
Ваша покорная слуга тоже не осталась в
стороне от конфликта - разместила в Интернете статью с основным месседжем
"Рок-н-ролл убит "Газпромом". Два дня боялась выходить из дома: все-таки свобода
слова у нас карается. Однако, удостоилась всего навсего развернутого ответа
одного из работников радиостанции, г-на Сергея Краснова, который обвинил меня в
непрофессионализме, юношеском максимализме и желании дешевой популярности. Такой
вот оксюморон: "Попса" против дешевой популярности.
Резонанс вокруг проблемы огромный.
Столько риторических вопросов встало: кто важнее в системе СМИ - аудитория или
рекламодатель? все ли в этом мире продается? неужели у нас до сих пор все решает
большинство? неужели у нас такое вот большинство?
Перед началом пресс-конференции,
проходившей в керлинг-клубе, было организовано некое аллегорическое шоу. Два
субъекта в длинных париках и аккуратно порванных джинсах, призванные изображать
собой рокеров, тряслись на сцене под какую-то невразумительную какофонию. Вдруг
откуда-то сбоку друг за другом выскочили пять красивеньких подростков, жестоко
спихнули "рокеров" со сцены, завладели микрофонами и начали петь песню. Сейчас я
процитирую припев, правда, за последовательность не ручаюсь: "Мальчики, девочки,
девочки, мальчики,\\ мальчики как девочки, девочки как мальчики,\\ мальчики и
мальчики, девочки и девочки,\\ мальчики, мальчики, девочки, девочки".
Даже тоскливые поклонники "Открытого"
заулыбались, потому что ничто так не располагает к оппоненту, как его умение
смеяться над собой. И тут г-н Строев говорит, мол, спасибо группе "Лазурный
берег", мы их сегодня еще услышим. "Это что же, - пронеслось в головах
присутствующих, - не прикол?!". Г-н Строев продолжал забивать гвозди в крышку
гроба, мол, да, у ребят уже виден достаточный потенциал, чтобы их можно было
ставить в эфир "Попсы".
Когда слово было передано журналистам,
в зале повисла гнетущая тишина: уж слишком все понятно, слишком все очевидно -
эти серьезные люди с "Попсы" в душе, наверняка, тоже умирают со смеху, но ведь
им надо делать деньги. "Мы обсуждаем не музыку, а средство массовой информации",
и этим все сказано. Чтобы разговорить журналистов, им за вопросы стали дарить
мобильные телефоны и пакеты колбасы. Самый зубастый вопрос был: "Почему ваш
логотип так подозрительно похож на логотип Coca-Cola?" Строев достойно ответил:
"Потому что нет ничего более попсового, чем логотип Coca-Cola". И не пришлось
ведущему пресс-конференции, тому самому Сергею Краснову, который распял меня как
журналиста, пользоваться фразой, заготовленной на случай самых ожесточенных
нападок: "Потому что... гладиолус!".
Технологии, знания, рынок - вот три
главные слова, которыми описывается новое радио, качественный продукт
социологических исследований. Оцените формулировочный перл Степана Строева: "Нет
другой радиостанции, которая столь концентрировано ориентировалась бы на
остромодный музыкальный формат". А те, кто до сих пор предпочитает музыку, "не
способную вызывать ничего, кроме ностальгических эмоций", пусть идут себе в
магазин, покупают диски и дома, в обнимку с сидюком, роняют ностальгические
слезы. Такова позиция нового СМИ, ведь эта аббревиатура расшифровывается
все-таки как "средство МАССОВОЙ информации".
Особенно же умилила забота
генерального продюсера о подрастающем поколении:
- Мы хотим сделать такое радио, чтобы
родителям не было стыдно, что их дети нас слушают. Потому что в попсе есть много
всего такого, за что бывает стыдно.
И в моих ушах гимном зазвучал
"Шоколадный заяц", которого родителям, конечно, стыдиться нечего.
|