ROCK IS DEAD
Радиостанции бывают двух
типов - успешные и мертвые. Радио
ULTRA
к числу успешных, по мнению его руководства, не относилось. И теперь его нет. 7
ноября на 100,5 круглые сутки звучал джингл «ULTRA
кончилась, началось радио» (в противоположность привычному «Радио кончилось,
началась
ULTRA»)
и одна песня - «Rock
Is Dead» Мэрилина
Мэнсона. А уже 8 ноября с песни «Simply
The Best» на 100,5
началось вещание нового радио -
Best FM.
Оригинал статьи: Звуки.
Ru
12 ноября 2004
Открывая
ULTRA
четыре года назад, ее генеральный продюсер Михаил Козырев исходил из модного в
те времена суждения, что скоро широкоформатные поп-проекты исчезнут из эфира,
уступив место небольшим, «нишевым» радиостанциям, транслирующим музыку
какого-нибудь одного стиля и ориентирующимся на небольшую, но четко очерченную
аудиторию. Козырев был прав - это суждение вполне соответствовало мировым
тенденциям. Но Россия, как всегда, пошла особым путем.
Местные рекламодатели так и не поняли, что
нишовой проект, про аудиторию которого все доподлинно известно, выгоднее с точки
зрения рекламы. Размещая свой ролик в СМИ с огромной, но размытой аудиторией,
они палят из. пушки по воробьям - из тех миллионов, что его увидят или услышат,
лишь малая часть будет их целевой аудиторией. Куда выгоднее и дешевле отдать
ролик на маленькую станцию или телеканал, аудитория которого полностью состоит
из тех, кому этот ролик адресован. Но рекламодатели упрямо продолжали нести свои
бюджеты на станции крупных форматов - «Авторадио», «Русское радио», «Европа
Плюс». В итоге богатые становились еще богаче, а бедные - еще беднее.
Радио
ULTRA,
увы, относилось к числу последних. Конечно, коммерческая деятельность станции
навсегда останется тайной, но если уж ее руководство поместило на сайте текст
следующего содержания: «Проект не оправдал себя с коммерческой точки зрения и
завтра на частоте 100,5 будет новое радио», то, видимо, дела и впрямь были
плохи.
В итоге Михаил Козырев принял то решение,
которое принял бы на его месте любой бизнесмен - сменил формат станции. И
обвинять его в этом, писать ему открытые письма и устраивать митинги, как
сделали поклонники ULTRA,
бессмысленно. Те, кто лишился своей любимой станции и очень по этому поводу
расстроился, не учитывают одного: радио - дорогое удовольствие. Лицензия,
зарплаты сотрудников, авторские отчисления, аренда передатчика, промоушн - все
это стоит денег, и эти деньги нужно откуда-то брать. А радиостанция может взять
эти деньги только из кармана рекламодателей, и то если те захотят. Видимо, они
не захотели.
Разумеется, всем, и в том числе автору этих
строк, обидно, что рок-музыка вымывается из FM-диапазона. «Открытое радио»,
«Куранты» и ULTRA
закрыты, а уцелевшие «Наше радио» и
MAXIMUM
явно не в состоянии удовлетворить запросы любителей серьезной рок-музыки. Но
радио не существует само по себе, оно лишь часть общественного и культурного
контекста, в котором живет страна, и, в какой-то мере, является отражением того,
что в ней происходит. И если на тяжелой рок-музыке нельзя заработать деньги, то
радио здесь ни при чем. Времена энтузиастов и филантропов в радио, как и в любом
другом бизнесе, давно прошли.
Вместо
ULTRA
на 100,5 появилось радио «Best
FM», которое транслирует популярную
музыку всех стилей и эпох, от диско 80-х до клубных хитов 00-х. Судя по первому
дню вещания, главный критерий отбора музыки - ее популярность, известность. По
иронии судьбы, как и «Открытое радио», ставшее «Попсой»,
ULTRA
превратилось в свою противоположность. Добьется ли новая станция успеха -
покажет время. У нее будет очень много конкурентов - та музыка, которая звучит в
его эфире, есть на многих других радиостанциях, от «Диско» и «Авторадио» до «Монте-Карло»
и «Европы Плюс». Ясно только, что рок-станции на частоте 100,5 больше не будет.
Рано или поздно ситуация изменится. Уже сейчас в
FM-диапазоне Москвы работают более 30 станций, и их число только увеличивается.
Мелкие станции поглощаются крупными -«Куранты» были проданы «Радио 7 На
Семи Холмах», «Хит-FM» -«Русской Медиа-Группе» («Русское радио», «Русское
радио-2», «Монте-Карло», «Динамит-FM»,
MAXIMUM).
Радиоэфир меняется - пока что в сторону поп-музыки. Надолго ли это - неизвестно.
Но однажды наступит момент, когда кто-то решит, что в
FM-диапазоне
не хватает рок-музыки, откроет соответствующую станцию и добьется успеха.
Другой вариант - дальнейшее развитие
интернет-радиостанций и переход на цифровое вещание. Интернет-станции стоят
дешевле эфирных и, следовательно, могут позволить себе большее. Их успех
напрямую связан с ростом числа пользователей «толстых» каналов связи и снижением
цен на трафик. Переход на цифровое вещание будет означать, что новые приемники
смогут ловить неограниченное число станций (сейчас оно технически ограничено
возможностями FM-диапазона). Это будет революцией в радиовещании - в эфире
будут звучать сотни радиостанций в цифровом качестве. И одна из них обязательно
будет транслировать рок.
В США этот процесс уже начался. Россия - в листе
ожидания.
Святослав БИРЮЛИН
|