Title Here
quick link
quick link
quick link
quick link
quick link
quick link
quick link

                                                            

                                              ROCK IS DEAD

Радиостанции бывают двух типов - успешные и мертвые. Радио ULTRA к числу успешных, по мнению его руководства, не относилось. И теперь его нет. 7 ноября на 100,5 круглые сутки звучал джингл «ULTRA кончилась, началось радио» (в противоположность привычному «Радио кончилось, началась ULTRA») и одна песня - «Rock Is Dead» Мэрилина Мэнсона. А уже 8 ноября с песни «Simply The Best» на 100,5 началось вещание нового радио - Best FM.

Оригинал статьи: Звуки. Ru 12 ноября 2004

Открывая ULTRA четыре года назад, ее генеральный продюсер Михаил Козырев исходил из модного в те времена суждения, что скоро широкоформатные поп-проекты исчезнут из эфира, уступив   место   небольшим,   «нишевым»   радиостанциям, транслирующим  музыку  какого-нибудь одного  стиля  и ориентирующимся на небольшую, но четко очерченную аудиторию. Козырев был прав - это суждение вполне соответствовало мировым тенденциям. Но Россия, как всегда, пошла особым путем.

Местные рекламодатели так и не поняли, что нишовой проект, про аудиторию которого все доподлинно известно, выгоднее с точки зрения рекламы. Размещая свой ролик в СМИ с огромной, но размытой аудиторией, они палят из. пушки по воробьям - из тех миллионов, что его увидят или услышат, лишь малая часть будет их целевой аудиторией. Куда выгоднее и дешевле отдать ролик на маленькую станцию или телеканал, аудитория которого полностью состоит из тех, кому этот ролик адресован. Но рекламодатели упрямо продолжали нести свои бюджеты на станции крупных форматов - «Авторадио», «Русское радио», «Европа Плюс». В итоге богатые становились еще богаче, а бедные - еще беднее.

Радио ULTRA, увы, относилось к числу последних. Конечно, коммерческая деятельность станции навсегда останется тайной, но если уж ее руководство поместило на сайте текст следующего содержания: «Проект не оправдал себя с коммерческой точки зрения и завтра на частоте 100,5 будет новое радио», то, видимо, дела и впрямь были плохи.

В итоге Михаил Козырев принял то решение, которое принял бы на его месте любой бизнесмен - сменил формат станции. И обвинять его в этом, писать ему открытые письма и устраивать митинги, как сделали поклонники ULTRA, бессмысленно. Те, кто лишился своей любимой станции и очень по этому поводу расстроился,  не  учитывают  одного:   радио  -  дорогое удовольствие. Лицензия, зарплаты сотрудников, авторские отчисления, аренда передатчика, промоушн - все это стоит денег, и эти деньги нужно откуда-то брать. А радиостанция может взять эти деньги только из кармана рекламодателей, и то если те захотят. Видимо, они не захотели.

Разумеется, всем, и в том числе автору этих строк, обидно, что рок-музыка вымывается из FM-диапазона. «Открытое радио», «Куранты» и ULTRA закрыты, а уцелевшие «Наше радио» и MAXIMUM явно не в состоянии удовлетворить запросы любителей серьезной рок-музыки. Но радио не существует само по себе, оно лишь часть общественного и культурного контекста, в котором живет страна, и, в какой-то мере, является отражением того, что в ней происходит. И если на тяжелой рок-музыке нельзя заработать деньги, то радио здесь ни при чем. Времена энтузиастов и филантропов в радио, как и в любом другом бизнесе, давно прошли.

Вместо ULTRA на 100,5 появилось радио «Best FM», которое транслирует популярную музыку всех стилей и эпох, от диско 80-х до клубных хитов 00-х. Судя по первому дню вещания, главный критерий отбора музыки - ее популярность, известность. По иронии судьбы, как и «Открытое радио», ставшее «Попсой», ULTRA превратилось в свою противоположность. Добьется ли новая станция успеха - покажет время. У нее будет очень много конкурентов - та музыка, которая звучит в его эфире, есть на многих других радиостанциях, от «Диско» и «Авторадио» до «Монте-Карло» и «Европы Плюс». Ясно только, что рок-станции на частоте 100,5 больше не будет.

Рано или поздно ситуация изменится. Уже сейчас в FM-диапазоне Москвы работают более 30 станций, и их число только увеличивается. Мелкие станции поглощаются крупными -«Куранты» были проданы «Радио 7 На Семи Холмах», «Хит-FM» -«Русской Медиа-Группе» («Русское радио», «Русское радио-2», «Монте-Карло», «Динамит-FM», MAXIMUM). Радиоэфир меняется - пока что в сторону поп-музыки. Надолго ли это - неизвестно. Но однажды наступит момент, когда кто-то решит, что в FM-диапазоне не хватает рок-музыки, откроет соответствующую станцию и добьется успеха.

Другой вариант - дальнейшее развитие интернет-радиостанций и переход на цифровое вещание. Интернет-станции стоят дешевле эфирных и, следовательно, могут позволить себе большее. Их успех напрямую связан с ростом числа пользователей «толстых» каналов связи и снижением цен на трафик. Переход на цифровое вещание будет означать, что новые приемники смогут ловить неограниченное число станций (сейчас оно технически ограничено   возможностями   FM-диапазона).   Это   будет революцией в радиовещании - в эфире будут звучать сотни радиостанций в цифровом качестве. И одна из них обязательно будет транслировать рок.

В США этот процесс уже начался. Россия - в листе ожидания.

                                                                                              Святослав БИРЮЛИН



 
 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Hosted by uCoz